Поле, речка, чистый воздух,
Трели птиц в лесах густых —
Это всё дары природы!
Не губите, дети, их!
Не ломайте гнезд напрасно,
Не губите муравьев —
Ведь природа так прекрасна,
Каждый подтвердить готов!
Водоемы берегите
Со студеною водой,
Они в жизни пригодятся
Нам для отдыха душой!

Здравствуйте, уважаемые гости!

На этой страничке нашего сайта, мы познакомим Вас с работой нашего детского сада по экологическому воспитанию детей.  

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.  /В. А. Сухомлинский/

В нашем детском саду педагоги всех возрастных групп уделяют большое внимание воспитанию в детях бережного отношения к природе. Ведь начинать эту работу нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

 

 

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой», в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей.
Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с другом, растений с животными, животных и растений с неживой природой, человека и природы. Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её изменениям по сезонам.
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.
Задачи экологического воспитания:

  • Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
  • Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
  • Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
  • Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
  • Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

В работе по формированию у детей основных экологических понятий и представлений, важно руководствоваться принципами:

  • От простого — к более сложному
  • От частного — более общему

Примерная последовательность подачи экологических знаний:
• Природа и предметы, сделанные руками человека.
• Живая природа: человек, все животные, все растения. Признаки живого организма: питается, дышит, передвигается, растёт, размножается.
• Неживая природа – среда обитания для всего живого:
— наземная
— подземная
— водная
— воздушная
• Взаимосвязь и взаимозависимость живых существ с окружающей средой:
— особенности внешнего строения, способствующие приспособлению к условиям среды обитания.
— приспособление к изменениям среды по сезонам; линька, запасы питания на зиму, спячка, листопад у растений и др.
• Экосистемы (биоценозы) и их виды: экосистема леса, луга, озера, моря и другие.

Экологические заповеди

  • Природа – это комплекс, который устойчив до тех пор, пока не нарушено ни одно из составляющих его звеньев.
  • Люби природу такой, какой  она есть, не требуя от нее многого, но отдай ей все что можешь.
  • Звери – братья наши меньшие, они учат нас добру, забота о слабых без них стали бы нравственно беднее.
  • Птицы дарят нам чарующие звуки трелей, мечту полета, ощущение свободы и красоты.
  • Насекомые не только наши бедные помощники как опылители растений, они дают толчок творческой мысли ученных и поэтов.
  • Лес – это легкие планеты. Чудотворен и целебен воздух, наполненный запахами трав.
  • Цветы – всегда праздник для человека. С ними приходит к нам – радость и хорошее настроение.
  • Давайте сохраним ромашку на лугу, кувшинку на реке и клюкву на болоте.
  • Все лесивое обитающее на земле должно жить без мучений.
  • Живи, люби! Работай с наслаждением, грусти слегка, не делай зла! И будут внуки за природу благодарны на века.

Экологическая сказка

«Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе».

Г.В. Власова

Экологическая сказка (читать) – литературное произведение, отражающее природные явления, объекты, взаимосвязивзаимозависимости в фантазийной форме. Формирует экологическое, гуманное отношение к природе.

                                 

Дети любят сказки, они с удовольствием слушают их, беседуют по сказкам и даже могут инсценировать некоторые из них.  Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей.  Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Поэтому сказки можно и должно использовать с большой долей их полезности  в экологическом воспитании. Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель.

  • 11 января День заповедников и национальных парков
  • 2 февраля Всемирный день водно-болотных угодий
  • 19 февраля Всемирный День китов и морских млекопитающих
  • 1 марта Всемирный день кошек
  • 22 марта Всемирный день воды (водных ресурсов)
  • 23 марта Всемирный Метеорологический День
  • 1 апреля Международный день птиц
  • 7 апреля Всемирный День здоровья
  • 22 апреля Всемирный День Земли
  • 26 апреля День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах
  • 12 мая День экологического образования
  • 15 мая  Международный день климата
  • 22 мая Международный День биологического разнообразия
  • 5 июня  Всемирный день охраны окружающей среды
  • 8 июня  Всемирный день океанов
  • 17 июня  Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой
  • 2-е воскресенье июля  День рыбака
  • 6 августа  Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия
  • 16 августа Международный день защиты бездомных животных
  • 11 сентября  День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF)
  • 15 сентября День рождения Гринпис
  • 16 сентября Международный день охраны озонового слоя
  • 2-е воскресенье (11 сентября) День Байкала
  • 3-е воскресенье (18 сентября) День работников леса
  • 4 октября Всемирный день защиты животных
  • 2-я среда (12 октября) Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий